Дополнительные услуги

Дополнительная общеобразовательная программа

«Здоровячок»

(для детей с 3 до 7 лет)

Содержание

1.      Пояснительная  записка 3
2.      Учебно-тематический план и содержание Программы

 

4
3.      Методическое обеспечение Программы.

 

5
4.       Список литературы 7
5.       Приложение 8

Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа «Здоровячок» (далее Программа) имеет физкультурно – спортивную направленность. Актуальность, педагогическая целесообразность Программы. Необходимость разработки и реализации Программы обусловлены следующими факторами:
— современные статистические данные свидетельствуют о ежегодном снижении уровня физического и психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста (Т.Э. Токаева). Основными причинами, оказывающими негативное влияние на здоровье дошкольника, являются увеличение умственной нагрузки и уменьшение возможности для двигательного и эмоционального отдыха;

— низкий уровень знаний родителей о ребенке, его интересах, потребностях и возможностях;

— в Концепции дошкольного воспитания, одной из основных задач является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях».

  • Цель Программы — профилактика нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.
  • Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
  • Укреплять костно-мышечный аппарат;
  • Укреплятьсостояние сердечнососудистой, нервной, дыхательной системы;
  • Повышать физическую и умственную работоспособность;
  • Развивать дыхательную систему;
    • Возраст обучающихся — с 3 до 7 лет.
    • Сроки реализации Программы–72 академических часа.
    • Формы организации деятельности–подгрупповые занятия.
    • Режим проведения занятийПрограмма рассчитана на 2 занятия в неделю в соответствии с утверждённым расписанием занятий. Длительность каждого занятия — 1 час академического времени: (один академический час для обучающихся с 3 до 4 лет — 15 минут, с 4 до 5 лет – 20 минут, с 5 до 7 лет – 30 минут)
    • Ожидаемые результаты.
  • Укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, развитие гибкости, общей выносливости.
  • Знает правила безопасного выполнения тех или иных упражнений, направленных на профилактику нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата.
  • Темп прироста физических качеств детей дошкольного возраста свыше 15.

 

  • Способы определения результативности
  • Тест на определение прироста показателей физических качеств.
  • Определение знаний обучающимися правил безопасного выполнения упражнений, их значения для растущего организма в форме беседы, вопросов.
    • Формы  подведения итогов: Отчёт об освоении программы (см. Приложение)
  1. Учебно-тематический план и содержание Программы
 

№ п/п

 

Перечень разделов, тем

 

Содержание Программы

Кол-во ак.час.
3-4

года

4-5

лет

5-7 лет
1 Профилактика нарушения в развитии осанки

 

Теоретический материал:

•  знакомство детей с упражнениями, формирующими осанку и их значением,

правилами безопасности при их выполнении

6 4 2
Практический материал:

•  специальные упражнения в положении сидя, стоя, направленные на формирование правильной осанки с предметами и без них

•  специальные упражнения в положении лежа на животе, на спине, направленные для укрепления мышц спины брюшного пресса с предметами и без них

•  само вытяжение из разных исходных положений, направленные на исправление нарушений осанки

•  подвижные игры, направленные на воспитание навыка правильной осанки

•  дыхательные упражнения

•  упражнения на расслабление

общеразвивающие упражнения из различных исходных положений, для всех мышечных групп с предметами и без них

30 32 34
2 Профилактика плоскостопия

 

Теоретический материал:

•   знакомство детей с упражнениями, направленными на укрепление мышц ног и способствующие нормальному развитию стопы, а также для чего надо заботиться о здоровье своих ног

6 4 2
Практический материал:

•   самомассаж стоп и голени

•   специальные упражнения в исходном положении лежа

•   специальные упражнения с мячом обычным, массажным разного размера

•   специальные упражнения, выполняемые в исходном положении сидя на полу, руки в упоре сзади с мелкими предметами (карандаш, мелкие игрушки, платочком)

•   специальные упражнения в исходном положении стоя и в ходьбе

•   игры разной степени подвижности, закрепляющие воздействие физических упражнений

30 32 34
           Итого:                                                                                                                       72 часа

 

  1. Методическое обеспечение Программы
  • Электронные и печатные информационные ресурсы:
  • Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий/ авт.-сост. М.А. Павлова, М.В. Лысоградская,  канд. психол. наук. -Волгоград: Учитель, 2014.-186с.
  • Организация спортивного досуга дошкольников 4-7 лет/ авт.-сост. Н.М. Соломенникова.- Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель.-135с.
  • Недовесова Н.П. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-96с.
  • Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста, методические рекомендации, комплексы упражнений на сюжетно-ролевой основе / авт. – сост. Н.Г. Коновалова. – Волгоград : Учитель. – 63 с.
  • Профилактика нарушений осанки у детей. Занятия корригирующей гимнастикой в процессе познавательной, игровой, исследовательской, творческой деятельности / Н.Г. Коновалова. – Волгоград : Учитель, 2016. – 90с.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Шведская стенка
  2. Индивидуальные коврики
  3. Массажные дорожки
  4. Приставные лесенки, доски
  5. Мячи резиновые разных размеров
  6. Мячи массажные (мячи-«ёжики»)
  7. Гимнастические мячи («хопы»)
  8. Гимнастические палки
  9. Обручи
  10. Мешочки с песком
  11. Мелкие предметы для захвата пальцами ног: камушки, платочки, цветные рыбки.
  12. Веревки
  13. Дорожки со следочками.
  1. Список литературы.

 

  • Федеральный закон  Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 9);
  • Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации        от 29.08.2013  г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006  № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Приложение к дополнительной

общеразвивающей программе «Здоровячок»

 

Тест на определение прироста показателей физических качеств.

 

Автор В.И. Усаков.

Формула оценки прироста показателей физических качеств

100(V1 – V2)

W=

½ (V1+V2)

 

где W — прирост показателей темпов в %

V1 — исходный уровень

V2 — конечный уровень.

 

Оценка темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста

 

Темпы прироста, % Оценка За счет чего достигнут прирост
До 8 Неудовлетворительно За счет естественного роста
8 – 10 Удовлетворительно За счет естественного роста и роста естественной двигательной активности
10 – 15 Хорошо За счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания
Свыше 15 Отлично За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений

 

Для определения прироста показателей физических качеств в начале и в конце учебного года проводится диагностика обучающихся по следующим тестовым заданиям:

  • прыжок в длину с места
  • наклон туловища вперёд
  • бег на дистанцию
  • подъём туловища в сед.

Ориентировочные показатели физической подготовленности

обучающихся по Программе

 

Наименование показателя Пол 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет
1 Прыжок в длину с места Мал 50-70 55-75 70-90 79-107 85-120
Дев 40-64 50-70 69-88 75-100 85-105
2 Наклон туловища вперёд из положения стоя (см) Мал 1-3 2-5 3-6 4-7 5-8
Дев 2-6 5-8 6-9 7-10 8-12
3 Бег на дистанцию 30 (м)

 

Мал 9,2-10 8,5-9,3 8,1-8,8 7,3-7,9 6,5-7,2
Дев 10–11,2 9,4-10,4 8,5-9,4 7,8-8,5 7,0-7,7
4 Подъём туловища в сед за 30 сек. (количество) Мал 6-8 9-11 10-12 12-14
Дев 4-6 7-9 8-10 9-12

 

Отчёт об освоении Программы «Здоровячок»

Фамилия, имя ребёнка W(прирост показателей физических качеств) Знания о  правилах безопасного выполнения упражнений, их значения для растущего организма Итого

 

Оценка знаний о  правилах безопасного выполнения упражнений, их значения для растущего организма:

 

  • 5 баллов — знает правила безопасного выполнения упражнений, их значения для растущего организма и умеет организовать их со сверстниками (определяет воспитатель).
  • 4 балла — знает правила безопасного выполнения упражнений, но затрудняется в объяснении их значения для растущего организма.
  • 3 балла. — знает не более одного упражнения, но может объяснить его значения для растущего организма с помощью взрослого.
  • 2 балл — все выполняет по подсказке взрослого.
  • 1 баллов — отсутствие знаний.