Статья

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ДОО.

(из опыта работы)

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна.

Целью оздоровительной работы в детском саду является создание условий мотивации и потребности в сохранении здоровья.

Поскольку игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей, то и реализация главных задач происходит через игру. Существуют различные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время, общее название – «Здоровьесберегающие технологии». Главное назначение таких технологий — объединить педагогов,  медиков, родителей, и, самое главное, самих детей, на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Особое внимание мы уделяем обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни. Данную работу мы проводим через такие формы и методы работы, как:

  • физкультурные занятия
  • динамические паузы (физминутки)
  • подвижные и спортивные игры
  • самомассаж
  • релаксация
  • закаливание

Различные виды гимнастики:

  • дыхательная
  • пальчиковая
  • гимнастика для глаз
  • артикулярная

Большую роль отводим технологиям обучению здоровому образу жизни, которые включают в себя:

  • ежедневную утреннюю гимнастику
  • гимнастику после дневного сна
  • тематические физкультурные занятия
  • физкультурные и музыкальные досуги
  • праздники

Дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания. При этом развивается ловкость, быстрота, координация движений. Все это благоприятно влияет на эмоциональное состояние воспитанников.

Данные технологии имеют оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге, формирует у ребенка привычку к здоровому образу жизни.

Также в нашем учреждении проводятся дополнительные занятия по «оздоровительной гимнастике». В ходе занятий используются различные формы  оздоровительной работы: динамические паузы, самомассаж, закаливающие процедуры (занятия проводятся босиком, в хорошо проветриваемом помещении), ортопедическая гимнастика, релаксация, подвижные игры, стретчинг, дыхательная гимнастика. Форма проведения занятия зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Приоритетным направлением педагогического коллектива является не только укрепление физического, но и психического здоровья наших воспитанников. Для этого применяются коррекционные (технологии коррекции поведения, сказкотерапия и т.д.) технологии.

Эта работа осуществляется комплексно: воспитателями, инструктором по физическому воспитанию, музыкальными руководителями, логопедом.

Данные технологии способствуют гармонизации психоэмоционального состояния, учат детей понимать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать и чувствовать свое тело. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, так как все они содержат элементы игры.

Решая задачи здоровьесбережения, мы опираемся на принцип единства взаимодействия:  Родитель – ребенок – педагог

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. С уверенностью можно сказать, что ни одна физкультурно-оздоровительная программа, даже самая лучшая, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей.

Для организации единого здоровьесберегающего пространства ДОО и семьи мы используем следующие формы работы:

  • родительские собрания
  • консультации
  • папки — передвижки
  • праздники
  • соревнования

Применение в работе здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на укрепление здоровья, а у ребенка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Укрепление здоровья ребенка – это не периодические мероприятия, а идеология воспитания, поведенческая база, которая остается с человеком на всю жизнь. Если мы, с раннего детства приучим ребенка к активному образу жизни, правильному распорядку дня, привьем полезные привычки, причем будем делать это в ненавязчивой форме, не вызывая внутреннего протеста – то можем быть уверены: мы позаботились о здоровье наших детей.

You must be logged in to post a comment.