«Значение соблюдения индивидуально-дифференцированного подхода  в работе по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата»

Здоровье является одним из основных условий полноценного физического и психического развития ребёнка.

Оно зависит от:

— наследственности (здоровье родителей);

— среды (состояние природного окружения, экологии);

— воспитания в семье (условия жизни, психологический климат, доходы родителей, питание, отношение к здоровому образу жизни и т.п.).

В комплексе социально-экономических факторов, воздействующих на состояние здоровья детей дошкольного возраста, важнейшими являются и условия воспитания и развития в учреждениях системы образования.

Дошкольное образование, будучи первым уровнем этой системы, обеспечивает разностороннее развитие детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями, потребностями и возможностями. Следует помнить, что полная реализация ребёнком своих способностей невозможна при нарушениях физического и психического здоровья, имеющих достаточно большое распространение. По этой причине физкультурно-оздоровительная деятельность в дошкольных учреждениях является чрезвычайно важной и первостепенной для обеспечения здоровья детей, а следовательно, и для разностороннего развития ребёнка.

За последние десять лет углубленные медицинские осмотры показывают, что большинство детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, отмечен рост хронической патологии. При анализе распределения детей по группам здоровья установлено, что наиболее многочисленной является вторая группа, к которой относятся дети, имеющие те или иные морфофункциональные отклонения, а также длительно и часто болеющие (свыше 4 раз в год).

И так, обеспечение охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста всегда было приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений. При этом важно обеспечить для каждого ребенка благоприятные условия развития с учетом особенностей состояния здоровья. Важнейшую роль в этом процессе играет организация индивидуального подхода к детям в оздоровительной работе.

Традиционно для оздоровления детей в дошкольных учреждениях используется система физкультурно-оздоровительных мероприятий. Особенно необходим индивидуальный подход при организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном возрасте, когда закладываются основы здоровья.

Система физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения пред­ставляет собой специально организованный целостный двига­тельный режим в совокупности с природно-экологическими, психогигиеническими факторами, направленными на укрепле­ние здоровья детей, их полноценное физическое развитие.

Система физкультурно-оздоровительной работы включает следующие группы мероприятий:

эколого-гигиенические — влажная уборка помещений; сквоз­ное проветривание и ионизация воздуха; обеспечение норм ос­вещения и вентиляции, а также необходимого температурного режима; подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества; использование игрушек из экологически безопасного материала; применение взрослыми косметики, невызывающей аллергии у детей; экологически чистое окружение для игр и отдыха;

физкультурно-оздоровительные — утренняя гимнастика; физкультурные занятия; подвижные игры и упражнения на про­гулке; лечебная физкультура (ЛФК) для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья; физкультминутки на занятиях; закаливание (воздушные и сол­нечные ванны, водные процедуры); физкультурный досуг; дни здоровья; физкультурные праздники; пешие прогулки; уроки здоровья, направленные на формирование здорового образа жизни; массаж и самомассаж; использование фитотерапии; при­менение ингаляций по показаниям;

психогигиенические — психогимнастика; объявление минут тишины; использование релаксационной музыки во время засы­пания; проведение тренинга на релаксацию в игровой форме.

На современном этапе развития педагогической науки реализация индивидуально-дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе и в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения.

Для определения сущности понятия «индивидуально-дифференцированный подход» необходимо рассмотреть отличительные особенности индивидуального, личностного и дифференцированного подходов.

Индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Суть этого подхода составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. Его следует отличать от личностного подхода,который предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к сознательному ответственному субъекту собственного развития и воспитания. Реализуя этот подход, педагог оказывает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждения.

В существующих условиях (большое число детей в группах) реализация индивидуального подхода сильно затруднена. Осуществлять педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей детей возможно, только группируя детей по каким-либо из этих особенностей. Такой подход часто называют индивидуально-дифференцированным, хотя по своей сущности он соответствует просто дифференцированному.

Дифференцированный подход – это целенаправленное педагогическое воздействие на группы дошкольников, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей. Такой подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности, а для определенных категорий.

Для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в оздоровительной работе с детьми крайне важна информация о состоянии здоровья. О состоянии здоровья детей судят на основе данных медицинских осмотров и анализа медицинских карт.

К первой группе здоровья относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие психофизических особенностей развития и функциональных отклонений.

Ко второй группе относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные отклонения.    Сюда попадают дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, со значительным дефицитом массы тела, а также, как уже говорилось ранее, частоболеющие.

В третью и четвёртую группу здоровья определяют детей в зависимости от степени выраженности патологического процесса с учётом функциональных возможностей организма.

Большое значение на практике имеет формирование второй группы здоровья. Дети, отнесённые к этой группе, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, так как их функциональные возможности снижены. При отсутствии своевременного врачебного контроля и оздоровительных мероприятий такие функциональные отклонения могут перейти в хроническую форму.

Каждый ребенок имеет свои особенности и поэтому требует к себе индивидуального подхода, но дети с отклонениями в здоровье:

—   часто болеющие,

— в период выздоровлении после перенесенных заболеваний, операций требуют особого внимания при проведении оздоровительных и воспитательно-образовательных воздействий.

Известно, что нормализация температуры и ослабление острых симптомов болезни не являются основными показателями полного клинического выздоровления. Врачебные наблюдения, проведенные за детьми дошкольного возраста после перенесенных ОРЗ, грипп, ангина, пневмония и др. выявили изменения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы, а также показателей крови, длящиеся в среднем от 3 до 6 недель после возвращения в детский сад. Педагоги, работающие с детьми в этот период, могут наблюдать их большую утомляемость, бледность кожных покровов, потливость, снижение аппетита, ухудшение сна, раздражительность и др. Продолжительность этих функциональных нарушений, по мнению врачей, зависит от тяжести перенесенного заболевания, состояния ребенка до болезни, характера лечения, сроки выписки.

Под индивидуально-дифференцированным подходом в этом случае понимается назначение особого режима дня, физического воспитания, изменение сроков проведения (временные отводы), а также назначение дополнительных воспитательных воздействий во время занятий, иногда назначение лекарственных препаратов и др. Основой формой индивидуальной работы с детьми является назначение щадяще-оздоровительного режима – ребенок находится в дошкольном учреждении и дома на особом режиме и получает специальные лечебно-оздоровительные процедуры.

Особую группу составляют дети с отклонениями в физическом здоровьи. Это дети с:

— заболеваниями сердечно-сосудистой системы;

— нарушением осанки;

— плоскостопием;

— заболеваниями дыхательной системы;

— общими бронхолёгочными заболеваниями;

— избыточной массой тела;

— нарушениями зрения;

а также дети с общим недоразвитием речи.

БОЛЕЗНИ   ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды

При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетации, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения.

При  ритмичном с полным выдохом носовом дыхании расслабляются дыхательные мышцы, и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов.

При проведении коррекционных игр и упражнений с детьми с заболеваниями дыхательной системы следует одновременно контролировать правильность осанки и смыкание губ.

 

Респираторный аллергоз, бронхиальная астма, астматический бронхит

При таких  заболеваниях необходимо не только укреплять мышцы грудной клетки, пояса верхних ко­нечностей, но и развивать ритмичное дыхание с углубленным, но спокойным выдохом. В коррекционную работу с такими детьми следует включать: произношение звуков во время игровых упражнений в сочетании с ритмичными движениями рук и ног; движения для формирования навыка правильного положения языка и координации дви­жений нижней челюсти; дозированный бег — дл улучшения функционирования диафрагмы. Последнее очень важно, так как 90% всей работы дыхательных мышц у детей до 5 лет ложится на диафрагму.

 

ОБЩИЕ БРОНХОЛЕГОЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

При бронхиальных заболеваниях необходимы:

а)      поддержание эластичности легочной ткани, улучшение бронхиальной проходимости, дренажной (очистительной) функции бронхов, восстановление согласованной работы функций бронхов и дыхательной мускулатуры, координации в деятельности дыхательных и соматических мышц, предупреждение развития очагов ателектаза;

б)      профилактика нарушения осанки, адаптация дыхания и организма в целом к физической нагрузке
посредством общей тренировки, повышение тонуса, оздоровление нервнопсихической сферы.

Для решения этих задач рекомендуются игры и упражнения с про­изношением во время выдоха различных звуков, сти­хотворных строк, пение песенок в такт ходьбе. Это — звукоречевая гимнастика, которая является своеобраз­ным вибромассажем, способствующим уменьшению бронхоспазмов. Полезны игры с дозированным бегом, ходьбой в чередовании с упражнениями по расслабле­нию, дыхательными упражнениями.

БОЛЕЗНИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Вегетососудистая дистония гипертонического типа

При вегетососудистой дистонии очень важно тренировать основные нервные процессы (их уравновешивание, повышение подвижности); укреплять тормозные реакции, особенно у гиперактивных детей; повышать согласованность нервно-регуляторных механизмов кро-вообращения; улучшать функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Если игры проводятся на свежем воздухе, то это  способствует закаливанию ребенка и исчезновению или уменьшению аллергических проявлений, нередко являющихся спутниками вегето-сосудистой дистонии.

НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ

Нарушение осанки — частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр и упражнений входят: укрепление опорно-двигательного арата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы. В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями.

Приобретение правильной осанки — длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно по­казывать, что такое правильная осанка. Некоторые родители и педагоги ограничиваются замечанием: «Не горбись!» — ошибка, так как в бессознательном человека частица«не» обычно не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки («иди прямо», «выше подбородок») и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение. А лучше всего играйте в игры на развитие осанки. В старшем дошкольном возрасте хорошую осанку можно развить в танцеваль­ном кружке или балетной школе.

 

 

ПЛОСКОСТОПИЕ

Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому изменение формы стопы влияет не только на ее функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка.

Поэтому игры и задания для таких детей должны быть подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы (не разводя носков).

ИЗБЫТОЧНАЯ МАССА ТЕЛА

Избыточная масса тела у детей — очень серьезная проблема. При этом заболевании в организме происходят изменения, сходные с процессом старения. Такой ребенок значи­тельно чаще подвержен сахарному диабету, артериаль­ной гипертонии, желчекаменной болезни.    У него воз­можен самый худший прогноз при травмах и в после­операционный период. Для эффективного лечения необходимо, чтобы все  взрослые, окружающие ребёнка, личным приме­ром смогли бы изменить отношение ребенка к актив­ным подвижным играм, регулярно делали зарядку, боль­ше бы двигались.

Подвижные игры при этом отклонении проводятся для повышения интенсивности обменных процессов, увеличения энергетических затрат организма. При постоянных играх повышается эмоциональный тонус, устраняется одышка, сонливость, увеличивается общая работоспособность, улучшается функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Рекомендуются игры, чередующиеся с ходьбой.

ИГРЫ ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

У детей после перенесенных инфекций могут дли­тельное время оставаться нарушения нервной систе­мы, общее истощение, ослабление организма, сниже­ние эмоционального тонуса. В первые 2 недели у де­тей отмечаются неустойчивость артериального давле­ния, пульса, нарушение сна, рассеянность, слабость, вялость, быстрая утомляемость, раздражительность. На фоне щадящего режима дня правильно подобранные игры помогут ребенку обрести уверенность в себе, улуч­шат его психическое здоровье. Жизнерадостное настро­ение способствует правильному дыханию, кровообра­щению, пищеварению и восстановительным процес­сам в организме человека. Игры помогут перевести мозг на новый режим работы с оптимизацией тече­ния нервных процессов, повышением неспецифиче­ского иммунитета.

 

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ   ОСТРЫМИ РЕСПИРАТОРНЫМИ  ВИРУСНЫМИ      ИНФЕКЦИЯМИ

У всех этих различных заболеваний есть одно об­щее воздействие на организм ребенка — отставание в психомоторном развитии и общее ослабление организ­ма. Для растущего организма очень важно своевремен­ное психомоторное развитие* так как оно влияет на формирование психических и моторных функций, нор­мализацию мышечного тонуса, укрепление опорно-дви­гательного аппарата.

Подвижные игры, позволяющие устранить отстава­ние в развитии, должны быть направлены на воспита­ние полезных навыков ходьбы, бега, лазанья, ползания и т.д. Целенаправленные активные движения в этих играх способствуют нормализации физиологических процессов, происходящих в нервной системе, а зна­чит, двигательному, психическому и речевому разви­тию ребенка.

Наличие у ребенка-дошкольника бурно развивающегося опорно-двигательного аппарата определяет биологическую потребность в движении. Информация от работающих мышц активизирует деятельность мозговых структур, управляющих движениями, что приводит к их развитию и улучшению регуляции нервных процессов в целом.

По данным М.А. Руновой двигательная активность (ДА) детей дошкольного возраста имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что в основном определяется особенностями нервной системы.

На основе комплексной оценки основных показателей ДА детей (объема, продолжительности, интенсивности) автор делит детей на три основные группы: уравновешенные, гиперактивные и малоподвижные (Таблица).

Однако на практике в условиях группового воспитания распределение детей по трем подгруппам неудобно, поэтому М.А. Рунова рекомендует распределять детей на 2 подгруппы с учетом трех критериев: уровень ДА, состояние здоровья детей, уровень физической подготовленности:

— в 1 подгруппу входят практически здоровые дети, имеющие средний и высокий уровень ДА, средний и высокий уровень физической подготовленности;

— во 2 подгруппу входят дети IIи III групп здоровья, имеющие низкий уровень двигательной активности и показатели физической подготовленности ниже нормы.

Это дает педагогу возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, объему физической нагрузки, методам и приемам в зависимости от подгруппы.

 

Характеристика детей по индивидуальному уровню двигательной активности (М.А. Рунова)

 

Группы детей Характеристика детей
Уравновешенные дети У детей со средним уровнем ДА отмечаются преимущественно положительные эмоции, уравновешенное настроение, умение управлять своим поведением в соответствии с определенными правилами и нормами. Дети стремятся к организации различных игр, к общению со сверстниками и взрослыми. Они пытаются самостоятельно выполнять достаточно трудные двигательные задания, добиваясь хорошего результата.

В плане физического развития большинство детей со средним уровнем ДА владеют своим телом, различными видами движений, спортивными играми и упражнениями, у них отмечается достаточно хороший уровень физической подготовленности, умение адекватно реагировать на изменения окружающей их обстановки. В старшей и подготовительной к школе группе они составляют 53 % от общего числа детей.

Гиперактивные дети Для гиперактивных детей характерна высокая подвижность, двигательная расторможенность, неорганизованность, суетливость, импульсивность, несдержанность и вспыльчивость. У таких детей слабо сформированы механизмы саморегуляции деятельности и поведения. Они часто конфликтуют со своими сверстниками, отбирают у них игрушки, разрушают постройки, обижают более слабых.

Гиперактивным детям свойственна однообразная самостоятельная двигательная активность, насыщенная бесцельным бегом, прыжками. Движения их не координированны, хаотичны и беспорядочны. Во время выполнения двигательных заданий дети совершают множество ненужных движений (покачивания, полуприседания, подпрыгивания и др.), что мешает им правильно и качественно выполнять упражнение.

У гиперактивных детей выявлен синдром дефицита внимания, который мешает им сосредоточиться и слушать объяснения взрослого, качественно и последовательно выполнять элементы различных видов упражнений.

Большинство детей с высокой интенсивностью ДА отличаются повышенной психомоторной возбудимостью. У них нередко наблюдаются повышенная потливость, покраснение лица, неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Это проявляется в замедленном восстановлении частоты сердечных сокращений и показателей артериального давления после окончания выполнения двигательного задания средней степени интенсивности.

Малоподвижные дети Малоподвижные дети часто болеют, имеют ряд морфофункциональных отклонений в состоянии здоровья. Для этой группы детей характерны низкая ДА и малая выносливость. У них отмечено значительное отставание в показателях развития основных видов движений (в беге, прыжках, метании, бросании и ловле мяча, лазанье) от возрастных нормативов.

Малоподвижные дети часто неуверенны в своих возможностях и отказываются выполнять сложные двигательные задания, участвовать в коллективных играх. Им присуща однообразная мало интенсивная двигательная деятельность с преобладанием статического компонента. У большинства детей с низкой ДА отмечается инертность, пассивность, безразличие, обидчивость, плаксивость, нежелание контактировать со своими сверстниками.

 

Следует отметить очень важную современную мировую тенденцию в детской популяции — рост числа детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ). Нейро-физиологические исследования фиксируют задержку в развитии мозга у этой группы детей, которая проявляется в низком уровне активности мозговых структур. Двигательная активность ребенка приводит к активизации деятельности мозговых структур, что положительно сказывается на состоянии умственной работоспособности и поведении ребенка. Таким образом, для детей с диагнозом СГДВ искусственное ограничение естественной двигательной активности категорически противопоказано.

Общеизвестно, что сниженная двигательная активность – источник заболеваний, поэтому коррекция в этом направлении предполагает создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движениях.

Детей с низкой двигательной активностью рекомендуется постепенно вовлекать в активную двигательную деятельность, увеличивая физическую нагрузку и предлагая им игры и упражнениясредней и высокой степени интенсивности (65 и 25 %), направленные на развитие быстроты, скорости движений и выносливости. И лишь 10 % составляют упражнения низкой степени интенсивности.

Отличительными особенностями медлительных детей являются медленный темп деятельности, трудность переключения, быстрая утомляемость, резкое снижение работоспособности. В системе работы с этими детьми рекомендуется использовать упражнения со сменой скорости движений:

  1. Ходьба (на счет): ходьба быстрая — ходьба медленная.
  2. Хлопки ладонями: медленно — быстро — медленно.
  3. «Бег» пальчиками (большим и указательным) в разном темпе.
  4. Постукивание кулачком (карандашом) по столу в разном темпе.

Примечание: быстрый темп должен быть доступен ребенку, не заставлять его суетиться, действовать хаотически, волноваться.

Индивидуальный подход в закаливании дошкольников

Часто трудности у педагогических работников вызывает организация индивидуального подхода при закаливании дошкольников.

Впервые на необходимость индивидуального подхода в процессе закаливания указал Г.Н. Сперанский в книге «Закаливание детского организма». Им были предложены принципы закаливания детей, среди которых принцип учета индивидуальных особенностей ребенка:

— необходима предварительная подготовка организма для закаливания;

— нужна большая осторожность в первых шагах закаливания, т.е. при применении закаливания к ребенку впервые;

— требуется контроль за индивидуальными реакциями ребенка.

Исследования последующих авторов показали, что индивидуальный подход при закаливании предполагает учет состояния здоровья ребенка, типологических особенностей нервной системы, типа терморегуляции.

С учетом состояния здоровья для детей 2, 3 и 4 группы здоровья вырабатывается режим закаливания исходя из того, что закаливающий эффект формируется дольше. Конечная температура воздуха и воды при закаливании может быть на 2-4 выше, чем в 1 подгруппе. Температуру действующего фактора следует снижать постепенно: через 3-4 дня при местном воздействии и через 5-6 дней при общем, или же уменьшить время его действия.

Немаловажную роль в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками играет и дыхательная гимнастика. От полноценной функции дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. При использовании дыхательной гимнастики в работе с детьми необходимо учитывать эффективность каждого упражнения в процессе закаливания и оздоровления детей; доступную степень сложности для детей дошкольного возраста; влияние упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов мозга.

Для систематического использования дыхательных упражнений необходимо включать их в комплексы оздоровительной гимнастики, физкультурных занятий, других видов организованной деятельности детей.

Индивидуально-дифференцированный подход в физкультурно-оздоровительной работе (закаливании, организации щадящего режима и т.д.) с детьми позволяет эффективно решать не только коррекционные задачи, но и профилактические. Растущий организм ребёнка живо реагирует на любые изменения, происходящие во внешней среде. При правильно организованной, целенаправленной физкультурно-оздоровительной работе, рациональном питании и использовании положительного влияния природных факторов модно добиться высочайшего развития всех функций и систем детского организма.

 

 

You must be logged in to post a comment.